Температуры t= - 15 °C и ниже. Особенности выбора котла для российских условий.
Климат большей части России существенно отличается от температурных режимов Европы. На 82% всей площади РФ средняя температура самого холодного месяца в году ниже -15 ˚С, по Европе же средняя температура января -3/+2 ˚С. Также отличаются условия эксплуатации, в России отопительный сезон значительно длиннее, а давление газа в зимний период значительно ниже стандартного, предусмотренного производителем. Поэтому при сильных заморозках (в самый критичный период) могут возникать проблемы с работой неприспособленного к нашим условиям котла.
При выборе следует обратить внимание на то, предусмотрен ли котел для работы при минусовых температурах, при пониженном давлении газа, с антифризом, возможно ли использование зимней солярки в качестве топлива. Этим условиям, как правило, соответствует оборудование, произведенное в северных странах Европы, таких как Финляндия и Швеция.
Условия эксплуатации оборудования в России и в Европе существенно отличаются. Эти различия обусловлены несколькими ключевыми факторами:
- Средняя температура самого холодного месяца (января).
На большей части России(~82% всей площади) средняя температура самого холодного месяца в году ниже -15 ˚С, по Европе же средняя температура января колеблется от -3 до +2 ˚С. Наиболее сопоставимы с российским температурные режимы стран северной Европы, таких как Швеция(средняя температура января -16 ˚С) и Финляндия(-15 ˚С).
Производители оборудования, как правило, ориентированы на то, что оно будет эксплуатироваться в стране изготовления в определенных температурных диапазонах. Поэтому при определении необходимой мощности котла нужно учитывать разницу между климатическими поясами региона эксплуатации и компании-производителя, а также различия в стандартах теплопроводности ограждающих конструкций и особенностей утепления. Как правило, при выборе оборудования европейских производителей, для создания комфортной системы отопления будет требоваться запас по мощности. Также нужно учитывать, что пониженные температуры окружающей среды и длительный отопительный период предполагают более интенсивную работу оборудования, что приводит к большому расходу топлива и преждевременному износу. Следовательно, оборудование должно отвечать повышенным требованиям к экономичности и надежности котла.
- Теплоноситель.
Так как на основной территории Европы существенно более мягкий климат, то их котлы, как правило, рассчитаны на использование воды в качестве теплоносителя, так как теплопроводность ее существенно выше, чем у антифриза(незамерзающей жидкости). Такие котлы при работе с антифризом постоянно находятся в «небольшом перегреве», что приводит к быстрому износу и преждевременному прогоранию теплообменника, а производители в этом случае гарантию не предоставляют.
В наших же условиях вода в качестве теплоносителя это не самый надежный вариант, так как при остановке котла в зимний период это может привести к заморозке системы и разрыву трубопроводов. Только немногие европейские производители изготавливают котлы, рассчитанные на использование незамерзающей жидкости в системе. Это в основном компании Финляндии, Швеции и Германии.
- Топливо.
Во всем мире, как и в России, наиболее часто используются два основных вида топлива – дизель и газ. Это два самых эффективных и удобных в применении топлива. Однако существует определенная специфика эксплуатации котлов на данных видах топлива в России.
Например, в Европе давление газа в сети составляет, как правило, 20 мбар, а в России - 13 мбар и ниже. Большинство котлов, произведенных в Европе, рассчитано на работу при давлении от 15 мБар. При эксплуатации такого оборудования в российских условиях мощность и КПД будут ниже заявленных, а при большом падении давления газа(что довольно часто происходит при сильных морозах) котел остановится.
Если рассматривать эксплуатацию котла в России на жидком топливе, то тут тоже есть свои нюансы. В зимний период многие предпочитают использовать зимнюю солярку(дизельное топливо, выдерживающее температуру до -30 ˚С). Большинство же европейских производителей котлов не учитывают возможной эксплуатации на зимнем дизельном топливе, так как климатические условия в Европе более мягкие, чем в России, а летняя солярка выдерживает температуры до -10 ˚С.
После рассмотрения особенностей эксплуатации отопительной техники в России возникает вопрос, какие же производители котлов изготавливают оборудование, подходящее для наших условий? Это должно быть оборудование, произведенное в странах, которые по климату схожи хотя бы с центральной частью России. Наиболее сопоставимыми с российским температурным режимом являются страны северной Европы, такие как Швеция(средняя температура января -16 ˚С) и Финляндия(-15 ˚С) и оборудование, которое там производится будет, как правило, подходить для эксплуатации в России.
При выборе котла обратите внимание на его рабочие параметры:
- Возможность эксплуатации при низких температурах (до -40 ˚С);
- Предусмотрена ли работа с незамерзающей жидкостью в качестве теплоносителя;
- Минимально допустимое рабочее давление газа (менее 13 мбар);
- Предусмотрено ли применение зимней солярки в качестве топлива.
Если же у Вас остаются сомнения в том, обеспечит ли один котел тепло в Ваше доме при, например, сильном падении давления газа, то можно задуматься о приобретении многотопливного котла. Это даст возможность перейти на резервный вид топлива при проблемах с основным. Существуют также котлы, которые предусмотрены для эксплуатации на всех видах топлива(газ/дизель, электричество, твердое топливо). Это такие модели, как например отопительный котёл CTC 2200 Trio (Швеция) мощностью до 45кВт.